Лет двадцать приблизительно назад, на коллекционном рынке Ростова-на-Дону мелькнуло несколько российских однобоких незабываемых монет со словом «муляж» на обратной стороне. Что это? Имеют ли они отношение к процессу производства монет? И в случае если имеют, то какое конкретно?
«Муляж», четкое проигрывание какого-нибудь субъекта (из гипса, масса и другие.), как правило разукрашенное. Служит гл. обр. наглядным пособием. Сантиметров. также Слепок». (Большой всесторонний лексикон. Изд. 2-е. М. 1997. С. 768).
Объяснение определения «МУЛЯЖ», как видим, очень далеко от сущности того объекта, который производят под подобным наименованием монетные дворы. В случае если обратиться к термину «слепок», к которому посылает пользователя публикация «МУЛЯЖ», то его объяснение БЭС не менее удаляет от продукции мондворов.
Не проливает подобающий свет на неприятность и «Словарь нумизмата» Х. Фенглера, Г. Гироу, В. Унгера (М., «Радио и связь». 1982. С. 260), толкующий термин «СЛЕПОК» (определения «МУЛЯЖ» в нем нет совсем) так:
«СЛЕПОК, плотная копия (нем. Abgu?), выражение изделия, производимого при литье в форме-негативе … С. вполне может быть из гипса либо металла (металл, свинцово-оловянный сплав, дорогой сплав).
Любимыми субъектами копирования, к которым довольно часто направлялись и производители коллекционных фальшивок, служили медали эры Восстановления».
Другими словами, и в том и в другом случае мы прибываем к термину «копия». В этой же обстановки копирование как действо, в итоге которого выходят мондворовские муляжи, совершенно не отвечает реальности, так как заключительные также изготавливаются теми же штемпелями, что и аналогичные полновесные монеты.
Это если привязываться к термину «МУЛЯЖ», где, разумеется, намного более под-ходящим оказался бы термин «ОБРАЗЕЦ».
Но поменять что-нибудь рано. Всего лишь составители грядущих нумизматиче-ских словарей займут в суждение «МУЛЯЖ» второе, свежее его значение.
Как говорили владельцы этих эксклюзивных нумизматических объектов, муляжи выполняли рекламно-пропагандистскую функцию, считаясь экспонатами как за-крытых, так и эмиграционных выставок-экспозиций.
Не является секретом, что мондворы, как и все другие предприятия, изготовляющие конкрет-ную продукцию, разыскивают компаньонов (то бишь возможных клиентов) как на внутрен-нем рынке, так и далеко вне Отечества. Точно известно, что русские монетные дворы не раз выпускали чеканку платежных и наградных символов для Монголии, Польши, Болгарии, Афганистана, Индии, прочих стран.
Однако каждому подобному предзаказу предшествовала рекламно-пропагандистская кампания, когда самые лучшие образцы мондворовской продукции из секретных экспозиций направлялись в дальние страны, чтобы обосновать иностранцам, что наша звучная монетка по собственным техническим и дизайнерским характеристикам – самая лучшая.
По всей видимости, возить по заграницам дорогие монеты из дорогих металлов казалось (и оправданно) занятием трудным, небезопасным и дорогим.
Особенно, что мондвор – предприятие строго режимное, а его продукция всегда подвергается твердому учету и наблюдению (и не из драгоценных металлов).
Вероятно, чтобы упростить провоз этой маркетинговой продукции через госграницы, муляжи эти и стали делать из стандартных металлов, использующихся монетными дворами в ежедневной работе. Если Вас интересует скупка золотых монет в Москве загляните на сайт скупка-монет.рус.
Муляжи золотых монет отчеканивали из меди и разных металлических сплавов (зависимо от того, какую проверку нужно было имитировать), а муляжи серебристых, платиновых, палладиевых монет производились из мельхиора, нейзильбера, прочих никельсодержащих сплавов.
Ну, а для большей непохожести на реальные монеты, которые могли подчиняться под статус денежных единиц, их вообще делали однобокими. Особенно, что и с утилитарной позиции выставочно-экспозиционная функция муляжей представляет работу лишь одной из сторон рекламируемой монеты.
И вот здесь, вероятно, можно в какой-нибудь мере разъяснить возникновение на данных односто-ронних примерах монетной продукции настолько невяжущегося с их предназначением статуса – «муляж». Последнее почти сразу включает «зеленый свет» для любых «исторических ценностей», проходящих таможенный контроль. Содержание документов, что вывозится не подбросить, а слепок, позволяло каждому объекту вольно одолевать таможенный кардоны.